РЕПОРТАЖ ИЗ ПРИКАРПАТСКОЙ ГЛУБИНКИ

Мощно и как-то тревожно заревел далекий двигатель лебедки. Ранее невидимый из травы выскочил трос. Кажется, внеземная сила рванула за грудь и, все ускоряя, потянула, повлекла. В голове проносились обрывки инструкций: "... упирайся, пока можешь...", "...забегай под опускающееся крыло...", но всего мощнее - "только бы не упасть". Зубы по-бульдожьи сжали спуск замка-отцепки. Лента указателя потока вроде бы смотрит в лицо. Угол атаки 12...15 градусов...

Определиться! Но где там! Хотя (по отзывам зевак) "свиной галоп" ногами продолжается, земля вдруг проваливается и стремительно уходит вниз. Взлетел! Наконец трапеция уперлась в трос. Теперь только и заботы, что стабилизация по крену.

"Квадратными" глазами осмотрелся. Почему-то стали ближе недалекие горы. А где же натужно ревущая лебедка? Да вот она, почти под ногами! Вспомнилось последнее напутствие друзей и, больше дурачась, чем всерьез, закричал: "Мама!".

Клацнул замок отцепки, и сигнальный парашют пошел вниз. И сразу тревога: что-то не так, что-то упущено. А вот что! Перед отцепкой не взял трапецию на себя. Исправил - взял. Благо "Спорт-5" прощает многое. Простил и на этот раз. Говорят:" Небо показалось с овчинку", а тут поляна кажется с овчинку! Как на нее попасть, чтобы благополучно сесть? Но полетное задание простое и беспрекословное: планировать только по прямой, держать угол атаки и "работать" по кренам.

Между тем поляна увеличилась в размерах, деревья по периметру стали выше. Лебедка как бы снова отодвинулась вперед.

Вот и земля, а точнее - нескошенная трава. Вспоминаются истошные крики шефа при тренировочных подлетах: "На сэбэ, на сэбэ!". На себя трапецию. Как можно нежнее. И, действительно, скорость стала заметной, а левый крен убрался. Сам собой? Но думать некогда: ботинки коснулись травы. И снова тренерский крик, так надоевший на тренировках: "Вид сэбэ! Вид сэбэ!" Вот она польза тренерских мучений - на уровне подсознания трапеция пошла вперед. Взыграла гордыня, потому что реальной показалась возможность устоять на ногах. Но гордыня наказуема. Вдруг уже твердая земля ускользает из-под ног. Полноценный "козел!". И все же верный "Спорт", прощая еще раз, парашютирует. Все!!!

Как из-под земли возникает народ, крики, хлопанье по плечам, и, случайно ли? - выше. Качают. Всю сознательную жизнь эта процедура казалась дурацкой. Оказывается - нет. Приятно! Что, все-таки, случилось? От чего столько эмоций? А случилось рядовое и, в то же время, совсем не рядовое событие: в лагере "Чота крылатых" возле села Луквица Богородчанского района Ивано-Франковской области состоялся очередной полет на дельтаплане по-настоящему, всерьез. И таких полетов в этот солнечный июльский день состоялось три. "Вылетели" друзья Иван Ворон, Сергей Приймак и Игорь Шевчук. Средний возраст - 60 лет на троих. Это кроме обычных, почти ежедневных полетов "асов" и "стариков", которые сегодня "в бой" пошли не одни.

Лагерь существует, трудится и летает уже четвертый год. Государству не стоит ни копейки. Не то, чтобы помощь не была нужна. Отнюдь! Здесь надеются на нее, ждут... и работают. Иначе и не скажешь о том, как раздобыты сертифицированные аппараты, классная лебедка, вагончики, домики, парашюты и палатки.

В безветрие "асы" и "старики" заходят на посадку над рукотворным, а точнее - "бульдозеротворным" озером: вскладчину наняли трактор, запрудили один из истоков речушки Луква, дважды запускали живую рыбу. Ставок, как по-местному называют пруд, стал Меккой окрестных сел. Как грибы растут детские лагеря профессиональной ориентации, традиционно туристский "Черный лес" и много-много еще чего. И, повторюсь, полеты почти каждый день. Все держится на энтузиазме таких людей как сам шеф, комендант лагеря Степан Красилыч, начальник штаба, первый заместитель Михаил Оглобяк, инструкторы Богдан Бобик, Владимир Гринчак - пилот-ас, механик на все руки.

Энтузиастам где-то по сорок, а иным и крепко за сорок. У всех семьи. Без понимания жен фирма бы закрылась после открытия. И, конечно же, спонсор и покровитель, пилот от Бога, еще недавно командир полка МиГ-29 и летчик-ас полковник Григорий Егорович Бастрон. Сейчас он возглавляет региональный центр Всеукраинской ассоциации "Аэроклуб Украины", под эгидой которого 14 и 15 августа на базе лагеря "Чота крылатых" проходило выездное заседание РЦ "Аэроклуб Украины".

Проходя через Прикарпатье в самой что ни на есть глубинке, я увидел ... дельтаплан! ”Свят-свят-свят!, - подумалось, - Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!” Оказалось, может!

Здесь я и встретил С.Красилыча. Хвалить начальника - грех, но мне он не начальник. Да и не похвала это, а констатация фактов.

Все мы вышли из бывшего Союза, и как не удивиться - начальник, а летает. Больше всех, а на мой взгляд - и лучше всех. Нет работы, которой он бы побрезговал. Организация, продукты, порядок в лагере и летная дисциплина - все на нем. Прием начальства, делегаций... А делегации бывают и из Канады, и даже из Австралии. Ведь уметь надо! Аккомпонирует на баяне. Сложил и на музыку переложил гимн "Крылатых пластунив" (пластун - скаут, разведчик, прим. ред.). Воистину, если человек талантлив, он талантлив во всем.

Импонирует и то, что по его инициативе налажена договорно-деловая связь с Закарпатским авиационным техникумом. Сам вертолетчик с налетом 2500 часов С.Красилыч понимает: надо, надо учить. При лагере второй год работает представитель приемной комиссии техникума. На закрытии лагеря были вручены уведомления о зачислении в техникум в прошлом году пяти "крылатых", а в 1999 г. - уже девяти.

Планов, что называется, громадье. Уже раздобыт вертолет Ми-2. К нему, буквально, не зарастает народная тропа. Вот бы музей авиационной техники организовать! Кто бы помог?

Студенты техникума изготавливают наглядные пособия, ведь в лагере проводятся занятия по аэродинамике и теории полета. Два студента из Закарпатья уже приняли участие в десятидневных сборах в этом году. Процесс пошел! Карпаты больше не разделяют, а объединяют Закарпатье и Прикарпатье. Есть планы построить парашютный тренажер. Закарпатский техникум может дать для этого новый мотор М-14. Директор П.В.Сойма всем, чем может, помогает. Но как передачу мотора оформить? Ведь он стоит кучу "баксов". Если оформить должным образом, то тренажер можно использовать как платный аттракцион и финансовая петля ослабнет.

Построен мотодельтаплан. Уже есть заказы на сельхозработы. Но комендант уверен, что спешка нужна... известно, в каких случаях. Нужен пилот с опытом полетов на мотодельтапланах. Нашли, кажется. Ведутся переговоры. Неизвестно, как будет в полете, но на рулежке мотодельтаплана лучшим оказался винт, изготовленный дипломниками Закарпатского авиатехникума при помощи и в мастерских СКБ ХАИ. Задуман и вместе с Закарпатским авиатехникумом реализуется пилотажный тренажер. Построен и проходит доводку силовой установки прототип пилотажной супермодели двенадцатикилограммовый с размахом 2650 мм самолет "Дружбан". Идея тренажера такова. На вращающемся штатном пилотском сиденьи пилотажного самолета курсант штатными же органами управления пилотирует на 25-метровом корде супермодель с двигателем бензопилы "Урал".

Техникум работает и над радиоуправляемым вариантом. Пока нет аппаратуры. Бензиновый двигатель позволит избежать мучений с экзотичным метанолом - ядом, и безумно дорогой "Олеум рицини" - касторки. Именно из-за отсутствия концентрированного метанола до сих пор не облетан "Дружбан".

Уже замысливается взлетно-посадочная полоса для спортивной авиации. Пилотажные зоны здесь отличные. Но это - в перспективе.

Здесь всегда рады гостям. Приезжайте.

Е.Дубич,
преподаватель ЗМТ, выпускник ХАИ 1970 г.