Украина: вид сверху
Окончание. Начало в "АОН" №6’04.
12 июня, 9. 00 Киев, офис фирмы "Аэропракт"
Маршрут перелета начал трещать еще в пятницу, в субботу утром окончательно развалился. Четыре киевских самолета, которые должны были утором вылететь во Львов для встречи с остальными участниками перелета, остались на аэродроме "Аэропракта" в Наливайковке, а львовский ЯК-12А и два зарубежных борта вылетели в Киев. Все утро в офисе прошло в телефонных разборках – возникали и отмирали варианты маршрутов. С удивительным спокойствием штурман-лидировщик группы СЛА Игорь Пугач в обществе компьютера, GPS и карт просчитывал все маршруты по мере их развития и угасания. После долгих согласований определились с первой точкой – Полтава. А тут и время встречать львовскую группу подошло.
Аэродром Наливайковка, летная база фирмы "Аэропракт" (Макаровский район Киевской области, 60 км от Киева), бывшая химическая площадка, полоса 450 метров. Сейчас тут полным ходом создается целый авиационно-спортивный комплекс: построен ангар, приведена в порядок полоса, рулежка. Строится бытовой блок. В следующий раз прилетевшие экипажи смогут переночевать в удобных комнатах, а не в палатках, как сегодня.
Из Львова прибыло три борта – два Як-12А (польский и львовский) и RV6a, изготовленный из кит-набора американского производства. Первый участок маршрута Львов (Цунев)–Киев (Наливайковка) составил 463 км.
Командир и хозяин львовского Як-12А – Геннадий Хазан, президент "АОРА-Украина", один из главных вдохновителей и организаторов перелета. Его самолет, по имеющимся сведениям, единственный оставшийся летающий Як-12 в Украине. Командир польского "Яка" – Мариош Рахвал – пилот польских авиалиний (авиакомпания LOT), спортсмен-планерист.
За все дни перелета больше всего внимания досталось самолету VAN’S RV6а, имеющему польскую регистрацию, хотя его хозяин гражданин Бельгии Чарли Перрар в гражданской жизни – бизнесмен. Этот легкий пилотажный самолет разработан американской фирмой Vans Aircraft Inc (www.vansaircraft.com), в летной эксплуатации с 1985 года, поставляется в виде кит-набора. В настоящий момент в мире летает порядка 3000 таких самолетов, в свое время самолет стоял на вооружении Нигерийских ВВС.
Итак, практически все участники в сборе, первый вечер – встреч, знакомств и эмоций. Изменение маршрута нарушило продуманный сценарий технического и бытового обеспечения – автомобилям сопровождения пришлось выйти из Львова на два дня раньше графика, и с прибытием в Киев они задерживались. Но пока мы на аэродроме "Аэропракта" это не беда – хозяева организовали и ужин, и парковку техники. Вопрос доставки топлива и заправки самолетов взял на себя Геннадий Хазан – не дело, если пилоты с канистрами в руках начнут рыскать в окрестностях посадочных площадок в поисках качественного топлива. Второй пилот львовского Як-12А Виктор Русаненко – директор фирмы "Леополис" – обеспечил продовольственную программу перелета.
13 июня, утро, аэродром Наливайковка
Маршрут Наливайковка–Полтава (Божково) – 443 км по линиям МВЛ. Вылет в 12.00. Самолеты следуют двумя группами. Радиообмен с диспетчерскими пунктами ведут только лидировщики групп. Участники каждой группы идут в зоне прямой видимости. Разрешение на вылет получено, аэродром посадки принимает, метеоусловия по маршруту нормальные.
Первый репортаж по ходу перелета с борта RV6a. Взлетаем группами, сбор в воздухе. Средняя скорость для группы ЛА – 180 км/час, а крейсерская для RV6а – 288 км/ч, хотя оказалось, что он спокойно держит 180 км/ч и расход топлива при этом меньше. Но стоит добавить мощность, и "Яки" остаются сзади. Управление RV6a – сплошное удовольствие. Он достаточно устойчив, но при этом на управляющие усилия реагирует мгновенно, ход ручки и педалей небольшой.
Летим над центральной частью Украины, внизу классические пейзажи – цветные прямоугольники полей, леса, озера, аккуратные улицы поселков и деревень, Кременчугское водохранилище в районе Черкасс. В этом году днепровский каскад водохранилищ не представляет собой такое грустное зрелище, как в прошлом, – вода достаточно чистая, без зелени и тины. Пока мы летим над землей, уходят из сознания и земные проблемы – сверху видно больше и дальше, а проблемы меньше и незаметнее. В сознании утверждается понимание, что мир для того и создан, чтобы над ним летать, а возвращаясь на землю ценить и любить ее больше… Хотя далеко отпустить свое внимание от земли не позволяют диспетчерские пункты. Больше 10 минут земля не молчит: запросы о местонахождении, расчет времени прохождения наземных пунктов, вход-выход в зоны МДП. Трудно даже представить, как это вся Европа в неконтролируемом нижнем воздушном пространстве летает без всех этих разговоров! Только запросы в зонах аэропортов и аэродромов и прочих закрытых зон. Но это тема отдельного сложного разговора.
13 июня, 14.30, аэродром Божково, Полтава
На аэродроме Божково базируются "химики", работающие на Ан-2, и предприятие "Аэрокоптер" – хозяева достаточно известного вертолета АК-1 (ZA-6 "Санька"). Неожиданное прибытие на аэродром семи самолетов – событие неординарное, особенно если аэродром живет тихой жизнью, без особой загрузки. Тем не менее директор "Аэрокоптера" Игорь Политучий рад гостям – аэродром сразу ожил, в небе загудели моторы, в общем, нормальная авиационная жизнь, какой она и должна быть. Остаток дня прошел в совместных полетах и обустройстве лагеря. Польские экипажи посетили Полтаву. К вечеру в Божково добрались автомобили сопровождения – аэропрактовский микроавтобус с вещами и палатками, импровизированный топливозаправщик и кухня. Пока экипажи ставили палатки, созрел долгожданный ужин. "Господа пилоты и сочувствующие! Приглашаем всех на праздничный ужин, посвященный Дню авиации!" – провозгласил Виктор Русаненко – фраза, которая по ходу перелета стала традиционно-легендарной.
14 июня, Полтава
Утро. Роса на палатках и самолетах. Лагерь просыпается и подтягивается к завтраку. Сегодня ожидается прилет Як-18Т из Харькова, поэтому вылет в следующий пункт маршрута Сивашское намечен на 14.00. Это середина дня, пик термической активности, если бы в перелете участвовали мотодельтапланы, им бы мало не показалось.
Солнце поднимается выше, и на аэродроме появляются зрители. Одни приехали специально на полеты вертолета, другие уже узнали, что на площадке Божковское целый авиасалон. Прибыло несколько автобусов с детьми – на экскурсию. Появились представители прессы. И в душе прорезалась гордость – нужна все-таки людям в Украине авиация, а дети, как и во все времена, хотят летать.
Харьковский борт свое объединение с перелетом переносит на Сивашское.
14 июня, 14.30, Божково–Сивашское, длина маршрута 464 км
Порядок вылета в уже установленном порядке – сначала "большенькие", потом "меньшенькие". Сбор в воздухе, полет группами. В этот раз фоторепортаж с польского борта Як-12А.
Вот и Сивашское. Рабочий "химический" аэродром – работают два польских "Чмелика" и СЛА "Аэромастер" американского производства.
Когда в довольно плотный ритм полетов "химиков" вклинились семь дополнительных самолетов, обстановка в воздухе стала почти как в крупном аэропорту. Но все отработали четко и согласованно, самолеты приземлились, запаковались, и экипажи отправились на поиски честно заработанного пива.
Тяжело автомобилям сопровождения гоняться с самолетами, но они смогли! А к темноте и самолеты заправили, и ужин созрел. День авиации номер два встречали в компании сивашских "химиков".
15 июня, 11.00, Сивашское–Коктебель, длина маршрута 177 км
Утром наконец прилетел Як-18Т из Харькова. Знакомство, инструктаж и вылет в Крым.
Фотографии на этом участке с борта А-22 "Аэропракт", автор Андрей Бутенко.
Аэродром Коктебель – бывшая планерная летно-испытательная база легенданого ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) – ныне это государственное предприятие "Центр планерного спорта "Коктебель". Аэродром находится на легендарной горе Узун-Сырт (гора им. Клементьева), с которой начинались история отечественного планеризма и биографии известных авиаконструкторов.
Вместе с тем гора и сейчас продолжает оставаться своеобразным авиационным заповедником: здесь в одном воздушном пространстве мирно уживаются три различных летных структуры: дельтапланеристы, парапланеристы и практически в полном составе вся легкая спортивная авиация: планеристы, самолетчики и парашютисты. Хотя для мировой авиационной практики это нормальное явление.
Летная и жилая база ЦПС – это уникальный комплекс, созданный природой и людьми во славу развития и процветания любительской и спортивной авиации. Проблем хватает, но полеты идут – и свой АТСК летает, и ознакомительные полеты для гостей проводят.
А участники перелета добрались до крайней точки своего маршрута. Три дня в Крыму – и на обратный курс. День прилета перетек в летный день, и ни одна минута летного времени не пропала.
Вечер. За длинным большим столом возле домиков поместились все – и команда перелета, и хозяева. День авиации номер три был посвящен знакомству с руководством ЦПС "Коктебель", совместным идеям и планам.
16 июня, Коктебель
Летный день. Погода прекрасная, вдали синеет море, красивое, но говорят, пока холодное. Вечером наши иностранные экипажи добрались до поселка Коктебель. Глядя на крымскую землю и с высоты, и в ее реальной близости, Мариош Рахвал все повторял: у вас в руках бесценный бриллиант, который нужно огранить, и он станет сокровищем.
17 июня, Коктебель
С утра и до обеда дождь. И намеченный долгожданный групповой полет вдоль Крымского побережья от Коктебеля до Ялты сорвался. Пришлось утешиться тем, что он просто отложен до следующего раза.
Перед расставанием с горой всем составом посетили музей отечественного планеризма, который теперь находится на территории ЦПС, и наконец выбрались к морю, в Феодосию. Вечером в гости прибыли пилоты из Государственного авиационного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины, участники пилотажной группы "Украинские соколы". До позднего вечера за гостеприимным столом, как всегда, накрытым бойцами продовольственного фронта фирмы "Леополис", шли "полеты" и решались глобальные проблемы нашей авиации.
18 июня, 10.30, Коктебель–Кировоград, длина маршрута 482 км
Вылет в установленном порядке. Массовые фотографирования Коктебельской долины на память.
Точка приземления на этом маршруте не просто площадка – это аэродром Государственной летной академии Украины. Единственного в Украине высшего учебного заведения, которое готовит пилотов, штурманов и других специалистов для гражданской авиации.
Садимся, заруливаем и обнаруживаем, что нас ждет торжественная встреча – студенты в парадной летной форме, преподаватели, ректорат. И знамена. Геннадий Хазан, который за эту неделю, казалось, привык мгновенно ориентироваться в любой сложной ситуации, тут опешил и замер. Но, конечно, взял себя в руки и принял парад. А потом студенты разошлись по самолетам, задавали вопросы, осматривали технику. К большому сожалению, возможности провести с ними совместный летный день не было. Студенты летной академии – это будущее нашей гражданской авиации, ее надежность и безопасность. То, что руководство академии и преподавательский состав делают все, что в их силах, ради сбережения и развития авиационного потенциала Украины, мы видели, но государственных усилий к этому приложено явно мало.
19 июня, 11.00, Кировоград–Киев (Наливайковка), длина маршрута 336 км
Утром пасмурно, дождь, нижняя кромка метров пятьсот. Героическая бригада топливозаправщиков под дождем заправляет самолеты. Ждем начала работы диспетчерского пункта и сводку погоды.
Погода потихоньку улучшается, на маршруте тоже метеоусловия нормальные. Взлет, круг над аэродромом, курс на Киев. За неделю перелета состояние полета становится естественным, а действия экипажей еще слаженней и отработанней. Два часа проходят незаметно, подходим к Киеву. Пасмурно только в районе Киева, но спортивные аэродромы Чайка и Бузовая работают, поэтому в Наливайковку идем в обход. Вот и аэродром "Аэропракта". Все борты благополучно приземляются. Для группы СЛА перелет завершен. Круг замкнулся. "Аэропракт" встречает своего директора и главного конструктора без цветов и оркестра, в рабочем порядке. Такие вот им достались руководители – в кабинетах не сидят.
Техника запаркована, вещи собраны. Едем в Киев. Наши иностранные экипажи и остальные некиевляне наконец получили возможность поселиться в комфортабельной гостинице и воспользоваться таким чудом цивилизации, как горячий душ.
Вечером сбор в "Аэропракте". Экскурсия по фирме. Гости, можно сказать, в шоке от увиденного. Нынешний "Аэропракт" – серьезная авиационная фирма с конструкторским залом, сборочными, механическими, покрасочными цехами, сложным технологическим оборудованием. Причем это не арендные площади, а собственность фирмы.
Завершающий совместный вечер, просмотр отснятого видеоматериала, фотографий, обмен адресами. Планы на дальнейшие перелеты.
20 июня, 10.00, Киев–Львов, длина маршрута 479 км
Утром на Львов вылетают четыре самолета – два Як-12А, Як-18Т, и RV6a. Остальные остаются в Киеве. В общем-то, грустно, грустно провожать, а не лететь самим. Круг над аэродромом – и сборная четверка скрылась за горизонтом.
Вечером Олег Гаврилюк, директор "АОПА-Украина", бессменный дирижер и главный диспетчер перелета, сообщил, что перелет успешно завершен, украинские экипажи остановились во Львове, а польские самолеты приземлились в Польше на аэродроме г. Замосць.
За дни перелета участникам не раз задавали вопрос – чему он посвящен и зачем проводится. То, что перелет посвящен созданию "АОПА-Украина", уже было сказано, но все-таки это, пожалуй, не главное. А главное – это сама возможность летать на достойной авиационной технике над своей страной, реализовать свое заложенное природой право на полет. Важно поверить самим и продемонстрировать сомневающимся, что перемещение в третьем измерении так же естественно, как и езда на автомобиле. Да, авиационное законодательство, особенно в диапазоне, касающемся легкой и сверхлегкой авиации, далеко от совершенства, и при всем желании не нарушать Воздушный кодекс эта задача трудновыполнимая. Частные пилоты должны иметь возможность оперативно получать официальную информацию, как легально и качественно пройти летное обучение и оформить легитимные летные документы, как купить и зарегистрировать авиационную технику, что нужно сделать, чтобы иметь право на полеты над своей страной и за рубеж.
Техника перелета
| А-22
| Cessna 150
| Икар АИ-10
| Як-12А
| RV6a
| Як-18Т
|
Размах крыла, м
| 10,0
| 10,7
|
| 9
| 7,01
| 11,16
|
Площадь крыла, м2
| 13,7
| 14,8
|
| 22,6
| 10,22
| 18,8
|
Максимальная взлетная масса, кг
| 450
| 681
|
| 1588
| 726
| 1650
|
Масса пустого, кг
| 260
| 447
|
| 1059
| 438
| 1217
|
Двигатель
| Rotax 912
| Teledyne Continental
|
| АИ-14Р
| Lycoming O-360-A2A
| М-14П
|
Мощность, л. с.
| 80
| 100
|
| 300
| 180
| 300
|
Максимальная скорость, км/ч
| 170
| 200
| 200
| 215
| 338
| 290
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
| 196
| 160
|
| 288
| 210-250
|
Скорость сваливания, км/ч
| 55
|
| 55
| 89
|
| 125
|
Разбег/пробег, м
| 90
|
|
| 153/131
|
| 370/350
|
Максимальная дальность, км
| 1100
| 563
|
| 4000
| 1416
| 600
|
Перегрузки, g
| +4/-2
|
|
|
|
|
|
Источник информации
| aeroprakt. kiev.ua
| www.airwar.ru
|
| aviaros. narod.ru
| www.airwar.ru
| crown-airforce.narod.ru
|
Екатерина Воронина
(Киев)