Низэнько, низэнько!
Окончание. Начало в "АОН" №3'04
Вдохновленные теплым отношением к нам администрации, мы даже подали директору докладную записку с предложениями по развитию:
- Сборка кит-наборов и разработка собственных.
- Переход на дешевые деревянные технологии.
- Организация первого в стране музея АОН.
- Создание центра СЛА и планерной школы для молодежи.
- Издание собственной газеты или каталога.
- Проведение слетов АОН.
- Поиск и подбор кадров для завода (некомплект более 300 специалистов).
- Поиск заказов.
- Постройка новых аппаратов.
- Оформление детского станционного кафетерия в фюзеляже Ми-8 или Ан-2.
- Организация склада-мастерской любительских аппаратов, МДП, самолетов, аэросаней, мотосаней и т. д.
- Демонтаж и сортировка агрегатов со списанной авиатехники и т. п."
Директор обещал подумать, подчеркнув, что без финансовой помощи это лишь красивые социальные мечты:
Наиболее ходовыми инструментами оказались кувалда, "болгарка", ключи, зубило, ножницы, электродрель. Понравились вытяжные заклепки. Несмотря на то, что их крепящая сила в 2-4 раза слабее обычных, тем не менее при большом их количестве в клепке перегородок, декоративных панелей, "слабеньких" профилей малая держащая сила не так чувствуется. Они очень удобны в работе. При необходимости их можно ставить в одиночку. Идеально подходят для клепки (через шайбы) остекления кабин к каркасу легких аэропланов. Безударная технология их постановки "заклепочником" щадит плекс, гетинакс, пластик: Мы пользовались обычными бытовыми "клепками". Профессиональные авиационные заклепки отличаются разнообразием: многоразовые, винтовые, ломающиеся, всевозможных диаметров и пр.
Поначалу к нам как к новичкам относились несколько настороженно, но позже все наладилось. Постоянно заглядывали местные инженеры, летчики, слесари-сборщики: Если отдельные штатные сотрудники работают безо всякой подготовки, без квалификации, то некоторые спецы вызывали невольное восхищение своими знаниями и филигранной техникой. Например популярный на МАРЗе знаменитый пилот-приемщик Н. Григорьев, бригадир бригады по обшивке и пропитке плоскостей Надежда, умудрившаяся без перерыва за 2-3 дня практически в одиночку обтянуть размашистые крылья Ан-2Э и пропитать их, а это почти 200 квадратных метров полотна (с оперением). А бескорыстная помощь "науке" буквально во всем начальника цеха готовой продукции Валерия Ивановича! Один "профи", к примеру, мог с закрытыми глазами разобрать любой агрегат с Ми-2 и на ощупь определить возможный дефект.
Определенная практика по строительству мини-самолетов, экспериментальные заделы, привычка к аккордному ненормируемому труду, опыт по планировке квартир, домов, фундаментов, бесконечные замеры углов, расстояний, работа с уровнем, транспортиром, угольником, штангенциркулем, выматывающий подбор контрольных точек, вся эта "реперная" тягомотина в сумме позволили нашей малочисленной бригаде сохранить стартовый темп и без потерь добраться до финиша.
Любитель един во всех лицах: снабженец, технолог, испытатель, что, безусловно, замечательно. Но не менее захватывающа и коллективная работа, идея которой ясна и разделяется всеми. Как говорил Суворов в "Науке побеждать", каждый солдат должен понимать свой маневр. Весьма приятно, что стоит лишь заикнуться о том или ином инструменте или необходимых комплектующих, как почти мгновенно получаешь все, что тебе необходимо - огромный плюс заводской промышленной сборки. Специализация "вулканически" сокращает потребное для той или иной операции время. Прибористы, художники, транспортники, электрики за считанные часы выполняли порученные им задачи, что в кустарных условиях многих клубов занимает дни и недели.
Отдельный вопрос о совокупности операций (технологии), приоритетах, о новых гранях традиционных решений. Даже такой продвинутый (по реальным аппаратам) конструктор, как Рутан, предупреждает об ожидаемом переломном буме в разработке экспериментальных ЛА: "Люди скоро поймут, что правильный подход к выполнению задач заключается в безусловном использовании самой низкой технологии, которая может обеспечить выполнение задачи, а не самой высокой, как это происходит в программах космических полетов. Наши современные системы настолько дороги, что мы не можем осилить их полеты" ("Что нового", декабрь 2003 г.).
Тем, кто берется за ЛА, хочу дать несколько советов:
- Продумайте транспортировку аппарата, особенно крупного. В "запарке" забывают, что на трассе существуют свои ограничения. На железнодорожных переездах - габарит по высоте. Тяжелый трейлер может быть занят. Пользуясь ситуацией, с вас могут "содрать" последнюю рубашку (въезд на аэродром, погрузка-разгрузка, охра-на и пр.).
- После глобальной работы велики отходы. Не спешите сдавать их в цветмет, выбрасывать на помойку. Порадуйте умельцев-кулибиных в домах детского творчества, клубах, просто любителей.
- Следите за техникой безопасности на производстве. Не только за своей! "Простота" поражает. Обтираются стеклотканью. ("Какая вата? Какое стекло? Здесь одни кусачие: вошки!") В ограниченных объемах отсеков часами шлифуют без респираторов. Где ни попадя курят (была бы бочка с порохом - смолили бы на ней). Распутывают тросовую взлохмаченную "путанку" голыми руками. Чуть ли не купаются в кислоте. Кулибины, если у вас худые карманы, то ...
- Расходы не менее чем на треть превысят запланированные. Все учесть невозможно. Но унывать не надо. Так как будут и приятные сюрпризы.
- Если не знаете, как выбраться из сложной ситуации - не попадайте в нее.
И последнее. Хочется профессионально расти. Но не в смысле карьеры или финансовых накоплений, "по барабану" мне все эти глупости. А понимать быстротечность жизни. Радоваться простым вещам. И маленьким праздникам. Сознание того, как расцветает еще вчера незнакомая тебе идея, мечта, исполнение которой греет и тебя, и всех остальных, многого стоит.
Юрий Васильев (Москва), фото автора.
Благодарю за поддержку Юрия Макарова.